Агрессивный ребёнок: невоспитанность или крик о помощи
Когда в семье появляется ребёнок, такой крохотный и беззащитный, молодые родители мечтают вырастить из него сильную, самодостаточную личность. Все хотят воспитать своих детей общительными, улыбчивыми, обаятельными, добрыми и заботливыми, любимцами сверстников и взрослых. Но часто так случается, что ребёнок устраивает истерики родителям и воспитателям, дерётся, обзывается, ломает игрушки, проявляет жестокость по отношению к окружающим его людям, животным. И вот из уст педагогов звучат слова: агрессивный, неуправляемый, злой. Почему это происходит? Откуда столько агрессии в поведении наших детей, что сделано не так в их воспитании? А может мы, взрослые, чего-то не знаем, что-то важное упустили в общении со своим малышом и не всегда правильно понимаем причины агрессивного поведения?. Далеко не безобидны современные мультипликационные фильмы, которые так любят наши дети. Порой они содержат сцены агрессивного поведения любимых героев, и ребёнок им подражает. Да и в реальной жизни дети часто сталкиваются с проявлениями агрессии в семье, в детском саду, на улице.
Именно поэтому проблемам детской агрессии и был посвящён семинар, подготовленный специалистами Купинского филиала, слушателями которого стали воспитатели, педагоги-психологи, родители. Как любое заболевание легче предупредить, чем лечить, так и в нашем случае: проще предупредить проблемы в воспитании детей с самого раннего возраста, чем их потом корригировать. Повышенная агрессивность детей является одной из острых проблем, не только для педагогов, психологов, родителей, но и для общества в целом.
В обучающей части семинара специалисты филиала рассказали слушателям о факторах, влияющих на формирование агрессивности, причинах проявления этого негативного качества. Педагоги и родители узнали о психологических особенностях личности ребёнка, провоцирующих агрессивное поведение; о формах проявления агрессии. Особое внимание присутствующих было обращено на то, что агрессия далеко не всегда свидетельствует о невоспитанности или капризности ребёнка. Агрессивному ребёнку часто остро не хватает участия, внимания и теплоты в общении с взрослыми. Дети, которые чувствуют себя психологически комфортно, не будут вести себя агрессивно. Значит агрессия – это сигнал о том, что маленькому человечку эмоционально тяжело, ему нужна помощь.
Агрессивные дети тревожны, имеют низкую самооценку, глубоко переживают свою отверженность в детском коллективе, ненужность родителям, непонимание воспитателями. Поэтому агрессивность надо рассматривать, как «крик души», когда ребёнок сам не может справиться со своими эмоциями, демонстрируя при этом формы протестного поведения.
Таким образом, вооружившись теоретическими знаниями и услышав «крик души» маленьких агрессоров, слушатели семинара перешли к их практической реализации.
Под руководством специалистов филиала педагоги и родители составили портрет агрессивного ребёнка и научились способам эффективного реагирования на проявление агрессии. Вниманию слушателей была предложена картотека игр и специальных упражнений, направленных на профилактику агрессивного поведения и снижение детской тревожности. В играх решается основная задача педагога и психолога по работе с агрессивными детьми – сформировать чувство общности с близкими людьми, желание видеть и понимать сверстников, как интересных и самоценных партнёров по играм, по общению и совместной деятельности.
Проведённый семинар получил высокую оценку со стороны слушателей. Все присутствующие отметили, что материалы семинара дали новые ориентиры в работе с агрессивными детьми. А также уверенность в том, что в дошкольном детстве ещё не поздно предпринять своевременные меры по профилактике и коррекции детской агрессии.
Педагогам и психологам ДОО, родителям, следует быть внимательными к появлению признаков агрессивного поведения, сразу выяснять причины изменений в поведении ребёнка, отчетливо представлять уровень развития и реальные возможности дошкольника, пытаться посмотреть на проблемы его глазами, и чаще вспоминать себя в том возрасте, когда ступеньки в подъезде казались высокими, а деревья большими.
Учитель-логопед Купинского филиала ГБУ НСО ОЦДК
Лысенко Любовь Владимировна