В г. Казани завершил работу международный форум «Преемственная система инклюзивного образования: теория и эффективные практики», который был организован на базе Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова 16-18 марта 2022 года. В рамках форума были организованы международная олимпиада школьников и студентов «Вместе мы сила», Международный инклюзивный фестиваль Incusive Fest и XI научно-практическая конференция.
В течение трех дней работы форума обсуждались вопросы формирования преемственной системы инклюзивного образования в Российской Федерации, особенности подходов, механизмов этого процесса в регионах, модели сетевого взаимодействия с целью обеспечения прав обучающихся с ОВЗ и инвалидностью на качественное и доступное образование.В течение трех дней наряду с теоретическими вопросами демонстрировались инклюзивные образовательные и социокультурные практики как регионального уровня, так и отдельных организаций.
Ключевыми темами Форума стали:
- Модели развития, механизмы обеспечения преемственной системы инклюзивного образования;
- Технологии обучения и реабилитации людей с ментальными нарушениями;
- Педагогическое управление развитием детского, студенческого коллективов в условиях инклюзивного образования;
- Психолого-педагогические подходы к обеспечению качества знаний обучающихся в инклюзивной образовательной среде;
- Инклюзивный подход и развитие креативности при разработке и реализации социально ориентированных проектов;
- Требования к профессионализму кадров инклюзивных общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций;
- Взаимодействие образовательной организации с родителями обучающихся как важнейшее условие реализации идеи инклюзии;
- Взгляд в будущее в развитии инклюзивного образования в условиях цифровой трансформации общества.
На Форуме был представлен опыт исследований по разработке технологий инклюзивного образования, взаимодействия образовательных организаций всех уровней образования по созданию эффективных практик, анализа отечественных и зарубежных технологий реабилитации лиц с инвалидностью.
Казанский инновационный университет уже многие годы успешно занимается вопросами инклюзивного образования, эффективно работает НИИ педагогических инноваций и инклюзивного образования, который возглавляет идейный вдохновитель конференции, известный ученый, профессор, доктор педагогических наук Дания Ахметова.
Как и в предыдущие годы, Форум был богат на спикеров и насыщен интересными практикоориентированными дискуссионными площадками, мастер-классами.
Первый день в рамках международной олимпиады школьников и студентов по социокультурной и образовательной инклюзии «ВМЕСТЕ МЫ-СИЛА!» включал демонстрацию эффективных практик по социокультурной инклюзии:
- Проект «Социализация детей с ментальными нарушениями средствами творчества, спорта, командного взаимодействия» — фонд НКО «Трамплин»;
- Проект «Сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью при трудоустройстве» — ассоциация НКО «Ассоциация кадрового менеджмента»;
- Проект «Библиотека для слепых и слабовидящих как средство социализации и культурной интеграции».
На Международном инклюзивном фестивале «Inclusive Fest» были представлены проекты научно-творческого характера: «Практика взаимодействия специалистов ДОУ с родителями воспитанников»; «Преподавание математики в онлайн-режиме в общеобразовательной школе для учащихся с РАС (из педагогического опыта работы с цензовыми вариантами АООП); «На ромашках не гадай» — жестовое пение; «Инклюзивное сообщество дошкольников»; «История успеха»; «Развитие студенческого научно-математического кружка»; «Культура для всех»; «ЭтноИгры»; Сетевое взаимодействие как ресурс развития преемственности инклюзивного образования: опыт и возможности (Новосибирская область); «Индивидуальные образовательные траектории развития обучающихся с умственной отсталостью; «Психолого-педагогическое сопровождение детей с инвалидностью в условиях центра дистанционного обучения» (опыт Марий-Эл).
В работе XI Международной научно-практической конференции принимали участие гости из Брюсселя, руководитель Института современного образования и исследований с выступлением об инклюзивном образовании в Европе», профессор университета креативных технологий из Бангладеша с опытом об изменениях в цифровом поведении учащихся в период пандемии: проблемы и перспективы развития инклюзивного образования».
Светлана Владимировна Алёхина, проректор по инклюзивному образованию ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет» представила отечественный опыт в вопросах непрерывности инклюзивного процесса.
Интерес вызвали эффективные практики и система преемственности ИО «ДОУ-школа-колледж-вуз-работодатель», «Инклюзивный подход к развитию лидерских качеств студентов вуза с применением технологии социального проектирования», которые эффективно реализуются в Республике Татарстан, вектор развития инклюзивного образования в Краснодарском крае, мастер-класс «Экстрабилити: методика инклюзивного взаимодействия незрячих людей», как феномена социокультурной инклюзии.
Формат и, несомненно, высокий уровень организации Форума позволил участникам обменяться опытом, новыми методиками и технологиями, направленными на повышение социальной и деловой активности людей с ограниченными возможностями здоровья, на успешную реализацию их способности и талантов.
Ссылка на сайт КИУ — организатора форума: https://ieml.ru/news/29316/
Программа: https://ieml.ru/enlightenment/preemstvennaya-sistema-inklyuztvnogo-obrazovaniya/programma-2022.pdf
Е.А. Реутова, методист ГБУ НСО «ОЦДК»