25 октября 2018 г. состоялся семинар-практикум для педагогов, реализующих инклюзивное образование по теме: «Взаимодействие школы и родителей (законных представителей) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования» на базе МБОУ СОШ №177 г. Новосибирска.
«Без семьи мы – я имею в виду школу – были бы бессильны»
В.А. Сухомлинский
На протяжении семи лет в Новосибирской области реализуют свою деятельность образовательные организации в рамках регионального проекта «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области». Ежегодно количество детей, нуждающихся в сопровождении педагогами и специалистами школьных консилиумов, увеличивается. На сегодняшний день в ОО Новосибирской области более 42 тысяч детей, которым необходимо создание специальных образовательных условий в общеобразовательной школе, что подтверждает потребность дальнейшего развития инклюзивных практик образования. Вместе с тем педагогическому коллективу необходимо непрерывное повышение собственной профессиональной компетенции и поиск новых форм и методов при работе с разными категориями нарушений у детей.
Сложились две ветви развития и воспитания детей: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей представляет социальный институт, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребёнка. Семья и школа — два важных института социализации детей. Их функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. Одним из важнейших направлений является работа с родителями. «Один в поле не воин», поэтому только сотрудничество всех субъектов образовательного процесса приведет к желаемому результату, основываясь на равенстве позиций партнеров, уважительном отношении друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей.
25 октября 2018 г. состоялся семинар-практикум для педагогов, реализующих инклюзивное образование по теме: «Взаимодействие школы и родителей (законных представителей) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования». Стажировочная площадка была организована двумя образовательными учреждениями: МБОУ СОШ № 177 и МБОУ СОШ № 169. В мероприятии приняли участие 39 человек из районов г. Новосибирска, а также из г. Искитима, г. Бердска, с. Верх-Тула.
Чусовитина Оксана Николаевна, и. о. директора МБОУ СОШ № 177, поприветствовав всех участников семинара, настроила на рабочую атмосферу.
Куратор инклюзивного образования, Поплаухина Елена Витальевна, четко обозначила нормативно-правовые аспекты взаимодействия ОО с родителями (законными представителями) обучающихся с ОВЗ. Для всех присутствующих были разработаны памятки по нормативно-правовой сфере в работе с родителями при сопровождении детей с ОВЗ.
Продолжая тематику стажировочной площадки, выступили педагоги и специалисты школьной службы сопровождения: педагог-психолог, учитель-логопед. Каждый выделил наиболее эффективные формы и методы взаимодействия с родителями, воспитывающими ребенка с особенностями в развитии.
Не обошли стороной еще один важный вопрос: преемственность между дошкольными учреждениями и школой. Аппель Юлия Владимировна, логопед МКДОУ детского сада № 158, поделилась с участниками семинара формами эффективного взаимодействия с родителями воспитанников с ОВЗ в условиях дошкольного образования.
После теоретической части были организованы практические тренинги педагогами-психологами МБОУ СОШ №177 Веселовой Екатериной Игоревной и МБОУ СОШ №182 Милитенко Еленой Сергеевной.
Особое внимание уделялось использованию психологических приемов и методов, их назначению, оценке эффективности в совместной работе детей и родителей. Только вместе возможно достичь положительных результатов работы.
Подведение итогов проходимо в режиме «свободного микрофона», участники семинара делились своими впечатлениями, опытом, строили планы на будущие встречи. Следует отметить желание педагогов сотрудничать, делиться своим опытом работы, самосовершенствоваться и находить все новые формы и методы при организации столь важного на сегодняшний день инклюзивного процесса.
Власова М.А., методист ГБУ НСО «ОЦДК»