Подготовка ребенка к школе вышла на финишную прямую. Еще чуть-чуть и дошкольник станет первоклассником. Многих родителей начинают волновать вопросы, связанные с его поступлением в школу. Как сделать так, чтобы ребёнок легко учился, с удовольствием ходил в школу, был хорошим учеником? Есть ли критерий, который позволяет адекватно оценить степень подготовленности ребёнка к школьной жизни? Доброй традицией стало в Купинском филиале с приходом весны проводить встречи с родителями будущих первоклассников.
17 марта специалисты филиала в рамках программы «Поддержка семей, имеющих детей» подготовили и провели родительский семинар на тему «Готовность ребенка к школе», который посетили более 30 родителей будущих первоклассников. Поступление в первый класс — очень ответственный этап в жизни и ребёнка, и взрослых. Всех родителей, безусловно, интересуют вопросы, как малыш будет осваивать знания, понравится ли ему быть учеником, как сложатся взаимоотношения с учителем, одноклассниками. Отдавая ребёнка в школу, все родители рассчитывают на то, что он будет хорошо учиться. Эта уверенность подкрепляется ещё и тем, что большинство современных дошкольников посещают детские сады, центры раннего развития, да и каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо — учительница будет красивая и добрая, одноклассники будут с ним дружить, учиться он будет на пятерки. Но бывает так, что проходит несколько недель, и малыш уже без особой охоты собирается утром в школу. С понедельника начинает мечтать о выходных, а из школы приходит скучным и напряженным. В чем же дело? А дело в том, что ожидания ребенка, связанные с новой интересной жизнью, не оправдались, а сам он оказался не совсем готовым к той реальности, которая называется «школьные будни».
Почему же такое может произойти? Бытует мнение, что достаточно научить ребенка читать, считать и писать до поступления в школу, и никаких проблем с учёбой не будет. Это не совсем верно. Практика зачастую показывает, что полученные ребёнком знания, не являются гарантией его успешной учёбы.
Значит, набор определённых знаний – важный, но не определяющий фактор школьной успешности. Необходимо, чтобы у будущего первоклассника были достаточно развиты познавательные психические процессы: внимание, память, восприятие, мышление, воображение. Школа ждёт не столько образованного, сколько психологически подготовленного к учебному труду ребёнка. Намного важнее не сами знания, а то, как дети умеют ими пользоваться.
Таким образом, готовность к школе – комплексное понятие, которое включает в себя несколько компонентов: педагогическая, физиологическая, физическая и психологическая готовность. Специалисты филиала подробно рассказали о каждом аспекте школьной готовности, с точки зрения содержания, и, с точки зрения того, что могут сделать родители, чтобы ребёнок успешно усваивал знания и легко адаптировался в новой для него обстановке. Сорока Т.А. в своем выступлении обратила внимание родителей на необходимость формировать у ребенка внимательность, умение рассуждать, анализировать, сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развивать познавательную активность. Беленькая Е. С. отметила, что одной из важнейших задач подготовки детей к школе является развитие необходимой для письма «ручной умелости» ребенка. Больше давайте ребенку лепить, собирать мелкую мозаику, раскрашивать рисунки, но при этом обращайте внимание на качество раскрашивания. Лысенко Л.В. обратила внимание родителей на то, что полноценная речь является непременным условием успешного обучения ребенка в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки звукопроизношения еще в дошкольном возрасте. Рекомендовала больше времени уделять речевому общению с детьми, обсуждать прочитанные книги, ходить в музеи, театры, кино, а потом делиться своими впечатлениями. Это способствует обогащению словарного запаса, развитию связной речи. Любознательность, хорошо развитые мышление и речь, творческий подход к познанию окружающего мира – эти качества не менее важны, чем умение читать и писать. Немченко И.В. рассказала о коммуникативной готовности, которая проявляется в умении подчинить свое поведение законам и нормам поведения, установленным в классе. Уметь включаться в детское сообщество, взаимодействовать с другими ребятами. В случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить. Ирина Владимировна отметила, что личный пример терпимости во взаимоотношениях с родными, друзьями, близкими играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.
Сердюкова Т.А., учитель начальных классов МБОУ СОШ №148, познакомила с учебной программой «Школа Россия», по которой она работает, и дала советы, как помочь первокласснику в подготовке к школе. Особенно подчеркнув необходимость воспитания у ребенка самостоятельности, мотивации к обучению в школе, умения преодолевать трудности.
Родительский семинар прошел в форме открытого диалога, в ходе которого родители задавали вопросы на интересующие их темы. Каждый получил исчерпывающие ответы на свои вопросы от специалистов филиала.
Подводя итоги мероприятия, все пришли к единому мнению, что школьная готовность — это багаж знаний и навыков, необходимых для успешного обучения, способность к сотрудничеству и преодолению трудностей, положительное отношение к школе и учебе. Важно, чтобы взрослые были заинтересованы в успешности своего ребёнка – будущего ученика!
Методист Купинского филиала Дроздова Т.В.