Мониторинг качества организации и проведения мероприятий ОО г.Новосибирска и области со статусом «стажировочная площадка»

Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму.
Конфуций

В рамках реализации регионального проекта «Обучение и социализация детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области», в соответствии с планом мероприятий «Дорожной карты» ОИПП ГБУ ОЦДК, планами-графиками образовательных организаций со статусом «стажировочная площадка» за период с января по апрель 2021 года были реализованы 16 СП на базе ОО на территории г. Новосибирска и НСО, 7 из которых методисты ОИПП Тихонова О.В. и Ларченко И.И. посетили с целью анализа качества и уровня их организации и проведения.

Работа по посещению и последующему анализу мероприятий стажировочных площадок ОО СП ИО (далее СП ИО) осуществлялась с выездом в образовательную организацию, подключение к очным и дистанционным стажировкам через электронные средства связи: платформу ZOOM, Skype и др, просмотр видеозаписи очных мероприятий СП ИО, предоставленную организаторами.

Были просмотрены и проанализированы 3 СП ИО в очном формате (17 мероприятий), и 4 СП в дистанционном формате (6 мероприятий). Всего 21 мероприятие, 12 из которых практико-ориентированные с общим охватом участников – 182, организованные в рамках работы стажировочных площадок ИО на базе следующих ОО г. Новосибирска и НСО:  

  • МБОУ СОШ № 82 г. Новосибирск
  • МБОУ СОШ № 3 «Пеликан» г. Бердск
  • МБОУ СОШ № 5 г. Карасук
  • МБОУ СОШ № 1 г. Болотное
  • МКОУ Краснообская СОШ № 2 Новосибирской области
  • МКОУ Коченевская СОШ № 13 Коченевского района
  • МКОУ «Вагайцевская СОШ» Ордынского района

Основная цель деятельности 7 СП ИО: совершенствование и развитие профессиональных компетенций педагогических и руководящих работников в форме стажировки по проблеме формирования инклюзивной образовательной среды через эффективные практики образования.

Данные стажировочные площадки проводились на высоком методическом и организационном уровне, что позволило участникам стажировок освоить необходимые компетенции для работы в условиях инклюзивного образования с детьми ОВЗ.

Хотелось бы выразить особую благодарность кураторам СП: Веселовой Екатерине Игоревне (СП ИО МБОУ СОШ № 82), Гладышевой Наталье Дмитриевне (СП МЮОУ СОШ № 3 «Пеликан» г. Бердск), Михайленко Ирине Викторовне (СП МКОУ СОШ № 1 г. Барабинск), Эбель Елене Владимировне (СП МКОУ Коченевская СОШ № 13), Олейник Ирине Сергеевне (СП Краснообской СОШ № 2), Савицкой Ирине Владимировне (СП МКОУ Вагайцеская СОШ), Масловец Марине Владимировне (СП МБОУ СОШ № 5 г. Карасук) и педагогическим коллективам ОО за качественное проведение всех запланированных мероприятий СП ИО, взаимодействие и сотрудничество с Региональным оператором ГБУ НСО ОЦДК на всех этапах их подготовки и реализации.

По результатам анализа посещения данных СП ИО можно отметить следующее.

Все 7 СП ИО проводили свои мероприятия в четком соответствии со сроками, указанными в «Дорожной карте СП», по ранее утвержденным программам стажировочной площадки. По итогам проведения всех запланированных мероприятий, в срок, предоставили Региональному оператору ГБУ НСО ОЦДК весь необходимый перечень отчетных материалов: аналитические справки, таблицы мероприятий, листы регистрации участников и отзывы участников, фото и видеоотчеты. Большинство СП ИО на  сайтах своих  ОО  предварительно создали раздел «Стажировочная площадка», где разместили все документы, касающиеся организации стажировок. Раздел «Страничка стажера» позволил организовать самостоятельную работу участников СП, разместить в нем теоретический материал для изучения, задания для практической работы.

В ходе стажировок на базе данных ОО были созданы условия для повышения теоретической и практической компетентности стажеров по вопросам особенностей организации образовательного процесса и психолого-педагогического сопровождения, обучающихся с ОВЗ.

Участникам стажировок была оказана методическая и информационная помощь по вопросам организации образовательной деятельности с обучающимися детьми с ОВЗ: об актуализации знаний специалистов ОО об особых образовательных потребностях, создании необходимых специальных образовательных условий, в соответствие с заключением ПМПК, представлениям об особенностях организации обучения обучающихся с ОВЗ, применению специалистами на практике методам обучения и развития обучающихся с ОВЗ, навыкам разработки программно-методических материалов и др.

Все мероприятия, которые были организованы данными СП для участников – стажеров носили практико-ориентированный характер. Программы мероприятий стажировочных площадок ОО предусматривали комплекс различных форм обучения стажеров, организацию групповой, индивидуальной работы. Трансляция опыта работы стажировочных площадок осуществлялась через различные организационные формы: семинары, мастер-классы, открытые уроки, деловые игры, круглые столы, презентации педагогического опыта, ярмарки педагогических идей, проектную деятельность и др. Предусматривалась организация самостоятельной работы по разработке рабочих программ стажерами по предметам, разработке индивидуального маршрута учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования, на создание методического продукта: методической разработки, сборника, конспекта занятий по инклюзивному образованию и т.д.

Стажеры в большинстве СП ИО были мотивированы на то, чтобы получить опыт по вопросам инклюзивной практики и перенести его в свои образовательные организации.  100% стажеров-участников, оценили высокий уровень организации мероприятий. Следует отметить объемный и доступный к использованию практический материал, который был разработан педагогами – практиками. В процессе проведения мероприятий на СП стажеры высоко оценили живое общение с педагогами — профессионалами, возможность задать вопрос, обратиться за помощью и получить консультацию.

Для реализации отдельных модулей программ стажировочных площадок организаторами стажировок привлекались специалисты других организаций, из системы общего и дополнительного образования, занимающихся вопросами инклюзивного образования, психологи, логопеды методических объединений районов и др. Интересно и продуктивно была организована практическая работа с участниками – стажерами. Стоит отметить представленный опыт в:

  • экспертизе материалов, документов по теме программы СП;
  • проектировании уроков и внеклассных мероприятий для детей с ОВЗ;
  • разработке социальных проектов, индивидуальных образовательных   программ по инклюзивной практике;
  • разработке методических и интерактивных продуктов по итогам работы СП.

Каждая стажировочная площадка из представленных уже имеет свой уникальный опыт организации стажировочных мероприятий, а также собственную стратегию и тактику достижения результатов в обучении.    Представленный опыт практикующих педагогов 7 СП ИО, достаточно объемно освятил тему инклюзивного образования. Актуальность и востребованность выборе форм и тем мероприятий СП ОО не вызывает сомнений.

МБОУ СОШ № 82

 

 

Работа СП МБОУ СОШ № 82 была организована работа в соответствие с программой «Организация в школе психолого-педагогического сопровождения, обучения и социализации детей с ОВЗ (РАС, ТНР, ЗПР)». Формат СП был очно-дистанционный. Выбор модулей осуществлялся самостоятельно каждым участником. Вебинары включали в себя целый спектр мероприятий, который был разделен на различную аудиторию слушателей. Проведение вебинаров в ОО по теме детей с РАС были приурочены ко «Всемирному дню распространения информации о проблеме аутизма», что отмечается 2 апреля.  Цель этого дня — обратить внимание на необходимость содействовать повышению качества жизни людей, страдающих аутизмом, с тем, чтобы они могли жить полной и содержательной жизнью в качестве полноценных членов общества.  Большой интерес у стажеров вызвал семинар «Специальные приемы организации обучения и сопровождения. Взаимодействие с родителями детей с ОВЗ» «БОС ЛАБ» в работе с детьми с ОВЗ». На очном стажировочном мероприятии участники смогли увидеть практическую работу специалистов ППМС – сопровождения ОО, побывав на открытых занятиях начальной школы в ресурсном классе.

МБОУ СОШ № 3 «Пеликан» г. Бердска

 

В стенах МБОУ СОШ №3 «Пеликан» г. Бердска  состоялся модуль стажировочной площадки на тему: «Инклюзия. Художественно-эстетическое образование как развивающий ресурс в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья». Стажировочная площадка была проведена в формате круглого стола с использованием интернет-ресурсов (платформа ZOOM). Тема мероприятия раскрывала специфику развития творческих способностей у детей возрастной нормы и детей с ОВЗ посредством занятий по художественно-эстетическому развитию в части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений и в рамках внеурочной деятельности. Исходя из наличия возможностей ОО для развития творческих способностей детей с ОВЗ: работы театральной студии, студии хореографии, хоровой студии, студии эстрадного вокала «Созвездие талантов», студии прикладного искусства участники стажировок на базе данного ОО получили возможность онлайн – посещения открытых занятий по дополнительному образованию детей с ОВЗ, обсудить особые педагогические приемы педагогов при организации работы детей в творческих коллективах. Итоговой работой участников стала защита презентации на тему: «Художественно-эстетическое образование как развивающий ресурс в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в вашей школе».

МБОУ СОШ № 5 г. Карасук

Тема мероприятий СП МБОУ СОШ №5 Карасукского района: «Использование метода арт-терапии и технологий эффективного взаимодействия в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ».   Стажировочная площадка состояла из 2 частей. В первой части по теме: «Применение методик арт-терапии в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ», педагоги школы провели интересные открытые учебные занятия  с использованием различных методик арт-терапии, а также внеклассные занятия. Во второй части по теме: «Взаимодействие всех участников образовательного процесса как одно из важнейших условий успешности, обучающихся с ОВЗ», специалисты сопровождения школы поделились со стажёрами своими теоретическими и практическими наработками по данной теме, а также алгоритмом взаимодействия ППк школы и показали видеофрагмент заседания школьного ППк по вопросу уточнения дальнейшего образовательного маршрута ребёнка с ОВЗ.

МКОУ Коченевская СОШ № 13

В программе СП МКОУ Коченевской СОШ № 13 «Особенности организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования» был представлен апробационный опыт «Методы и приёмы обучения и развития детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования» через формат «Ярмарки педагогических идей». ОО представила стажерам следующие используемые технологии  и методики работы  с детьми с ЗПР: арт-терапия (музыкотерапия, логоритмика, мнемотехника); современные технологии сенсорного воспитания (песочная терапия (sand-play), пластилинография, телесно-ориентированные техники (биоэнергоплатика, кинезитерапия) и др. ».  Особенно стоит отметить представленный опыт организаторов СП по систематической планомерной работе, направленной на повышение педагогической компетенции родителей учащихся с ОВЗ, формирование положительного настроя на взаимодействие с педагогами. Непрерывная связь педагогов с родителями помогли последним стать более заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса. Родители совместно с педагогами ОО придумали множество пособий и раздаточного материала для обучения детей. Все разработки по данной теме были продемонстрированы стажерам.

МКОУ Краснообская СОШ № 2

В МКОУ Краснообская СОШ № 2 состоялся районный семинар «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ» с участием педагогических работников и специалистов центра сопровождения «Янтарь» Новосибирского района. Основной целью мероприятия было оказать практическую помощь по диагностике детей с речевыми нарушениями и составлению психологического заключения.

Для участников мероприятия методисты РМО учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов «ЦДиК» Новосибирского района провели мастер-классы «Дифференцированная диагностика детей с речевыми нарушениями», оказали практическую помощь педагогам-психологам (молодым специалистам) по составлению психологического заключения (по методологии Н. Я. Семаго и   М. М. Семаго), представили коллегам практические материалы и нормативную документацию в сфере организации работы социального педагога с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ.

МБОУ СОШ № 1 г. Барабинск

На базе МКОУ СОШ №1 Барабинского района был реализован модуль СП «Особенности организации образовательного процесса при проведении занятий с детьми с ОВЗ (ЗПР) в условиях инклюзивного образования». Мероприятия данного модуля были посвящены вопросам организации урока в инклюзивном классе с учётом особенностей детей с ЗПР, использованию специальных методов и приёмов обучения и составлению контрольно-оценочных процедур для детей данной категории.

Организаторы СП представили вниманию стажёров основные требования к современному уроку, подробно остановились на составляющих макета поурочного плана инклюзивного класса. Итоговой работой стажёров стала разработка поурочного плана в классе инклюзивного образования с учётом деятельности детей с ОВЗ (ЗПР). Для более эффективного взаимодействия в процессе работы площадки педагогам-стажёрам предварительно был отправлен пакет материалов, который включал в себя макет поурочного плана для обучающихся инклюзивного класса, таблицу «Методы и приёмы обучения детей с ЗПР».  На мероприятии СП участники встречи рассмотрели методы и приёмы обучения детей с ЗПР в инклюзивных классах, специфику их использования на разных этапах урока с учётом особенностей развития детей с задержкой психического развития, рассмотрели вопрос организации контрольно-оценочных процедур для обучающихся с ЗПР в инклюзивном классе.

МКОУ «Вагайцевская СОШ»

В рамках работы стажировочной площадки на базе МКОУ Вагайцевской СОШ для педагогов Ордынского района в очном формате прошел практико-ориентированный семинар «Психолого-педагогические приемы организации работы в классе в рамках инклюзивного образования», который включал изучение сразу двух блоков: «Коррекционные упражнения на уроке для детей с нарушением устной и письменной речи» и «Психолого-педагогические приемы организации работы в инклюзивном классе». Один из блоков курса был посвящен темам: «Нейропсихологический подход в работе с ОВЗ.», «Специальные коррекционные упражнения на уроке». Мероприятие прошло в форме мастер-класса, где с учителям-стажерам были продемонстрированы упражнения на межполушарное развитие, приемы, позволяющие улучшить осознанное чтение обучающихся.

Таким образом, в основе своей деятельности стажировочной площадки ИО 7 ОО отвечают всем основным принципам успешной организации деятельности:

  1. Открытость: анонсирование работы стажировочной площадки, активное вовлечение педагогов муниципальных районов в стажировочной процесс;
  2. Сетевая организация взаимодействия с образовательными организациями, осуществляющими инклюзивное образование;
  3. Модульный принцип содержания стажировочного процесса по своим программам СП;
  4. Актуальность предоставляемых участникам стажировки методических материалов по вопросам организации образовательного процесса и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ;
  5. Вариативность и индивидуализация: свобода в выборе модулей стажировки, где стажер самостоятельно определяет этапы и сроки своего продвижения.

Не смотря на достаточно высокий уровень проведения мероприятий 7 СП ИО, кураторам были даны следующие рекомендации, которые следует учесть при планировании и реализации программ СП в дальнейшем:

  • По – возможности исключить перенос дат и сроков проведения мероприятий в рамках стажировочной площадки
  • Мероприятия проводить в четком соответствии с планом-графиком «дорожной картой», соблюдая заявленный регламент.
  • Согласовывать заранее с администрацией ОО, которые делегируют своих участников о необходимости посещения всех мероприятий стажировочной площадки и выполнения всех практических и отчетных заданий. Такая работа позволит обеспечить риски срыва уже подготовленного мероприятия из-за неявки участников.
  • На случай технических сбоев при проведении дистанционной формы мероприятия (вебинара) иметь альтернативный (запасной) вариант его организации. Использовать возможности подключения к другим средствам связи, предложить замену формы мероприятия, задания для самостоятельной работы участникам по программе мероприятия и др.
  • Выступающим на мероприятиях педагогам находить такие формы организации мероприятий и педагогические приемы и техники, которые позволят увлечь и заинтересовать темой стажеров. Выбирать для мероприятий стажировочной площадки интересные формы, яркую наглядность, раздаточный материал, много личных примеров из опыта работы своей ОО по вопросам ИО.
  • В процессе всего этапа проведения стажировочной площадки организаторы должны выстраивать возможности ежедневной «обратной связи» с участниками, отвечать на все организационные вопросы и вопросы по содержанию, своевременно предлагать профессиональную помощь.   

Более подробный анализ качества организации мероприятий СП в рамках планового посещения был проведен 30.04.2021 в рамках вебинара «Использование практико-ориентированных форм мероприятий в процессе реализации СП» с кураторами СП. На мероприятии были предложены рекомендации по выбору форм мероприятий СП, даны рекомендации по устранению недочетов в организации и проведении СП. Особый акцент был сделан на необходимость работы на повышение мотивации стажеров, что является необходимой составляющей для более эффективного процесса усвоения ими новых знаний по вопросам инклюзивного образования и удовлетворения качеством работы стажировочной площадки всех ее участников и организаторов.

Только при условии практико-ориентированных форм и высокой мотивации организаторов и участников все новаторские идеи, предложенные на мероприятиях стажировочных площадок, послужат стимулом для развития профессиональных компетенций стажеров в области инклюзивного образования, что станет настоящим подспорьем в дальнейшей работе с детьми ОВЗ на базах своих ОО.  

Методист ОИПП, куратор СП ИО О.В. Тихонова

Добавить комментарий